Антикоррупционная экспертиза
05.07.2023
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как одна из основных мер профилактики коррупции
27.05.2025
В системе мер противодействия коррупции особая роль отведена антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Федеральным законом от 28.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с последующими изменениями) (далее – Федеральный закон № 273- ФЗ) антикоррупционная экспертиза определена как мера по профилактике коррупции. Коррупциогенными факторами являются нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения установлены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований». В соответствии с вышеуказанными Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов экспертизе подлежат как действующие нормативные правовые акты, так и проекты нормативных правовых актов. Исходя из анализа действующего федерального законодательства в сфере противодействия коррупции антикоррупционная экспертиза по принципу ее проведения делится на два вида:
- антикоррупционная экспертиза, проводимая уполномоченными органами:
органами прокуратуры Российской Федерации, Министерством юстиции
Российской Федерации и его территориальными органами, а также органами и
организациями в отношении принятых ими нормативных правовых актов;
- независимая антикоррупционная экспертиза, проводимая юридическими
и физическими лицами, аккредитованные в установленном порядке
2
Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по
проведению независимой антикоррупционной экспертизы.
Во исполнение Федерального закона № 172-ФЗ Управление Министерства
юстиции Российской Федерации по Республики Хакасия, являющееся
территориальным органом Минюста России и действующее в пределах
территории Республики Хакасия проводит в установленном порядке
антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации (проектов нормативных правовых актов).
При выявлении в нормативном правом акте коррупциогенных факторов
Управление направляет заключения по результатам проведения
антикоррупционной экспертизы соответственно в орган государственной власти
Республики Хакасия, принявший акт. Копии указанных заключений
направляются в Прокуратуру Республики Хакасия.
Согласно частям 5, 6 статьи 4 Федерального закона № 172-ФЗ заключение
носит рекомендательный характер, но подлежит обязательному рассмотрению
соответствующими органами.
Так, Управлением в 2023 году проведена антикоррупционная экспертиза в
отношении 1868 нормативных правовых актов Республики Хакасия, из них в 8
нормативных правовых актах Республики Хакасия выявлены коррупциогенные
факторы.
Наиболее распространёнными коррупциогенными факторами, которые выявлены Управлением в 2023 году являются: - широта дискреционных полномочий (подпункт «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96); - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям (подпункт «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96). Следует отметить, что 50% актов, в которых Управлением выявлены коррупциогенные факторы в 2023 году, составили нормативные правовые акты Республики Хакасия, которыми утверждены административные регламенты по предоставлению государственных услуг в сфере градостроительства, разработанные одним органом исполнительной власти Республики Хакасия. Кроме того, Управлением в 2023 году проведена антикоррупционная экспертиза в отношении 176 проектов нормативных правовых актов Республики Хакасия, по результатам которой в 3 проектах нормативных правовых актов Республики Хакасия выявлены коррупциогенные факторы. При этом следует отметить, что в одном проекте закона Республики Хакасия Управлением выявлено 11 коррупциогенных факторов. 3 Все коррупциогенные факторы, выявленные Управлением в нормативных правовых актах Республики Хакасия (проектах нормативных правовых актов) в 2023 году устранены.
Все коррупциогенные факторы, выявленные Управлением в нормативных правовых актах Республики Хакасия (проектах нормативных правовых актов) в 2023 году устранены. Вместе с тем, исходя из сведений, содержащихся в Государственном реестре независимых экспертов, получивших аккредитацию в Министерстве юстиции Российской Федерации на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, размещенному на официальном Интернет-сайте Министерства юстиции Российской Федерации (http://minjust.gov.ru), по состоянию на 05.03.2024 действующую аккредитацию имеют только 2 независимых эксперта от Республики Хакасия, все из них физические лица (Шлык Н.В., Матвиенко Н.Н.), в аналогичном периоде 2022 года действующую аккредитацию имели 3 независимых эксперта, в 2021 – 3, тогда как по состоянию на 30.06.2020 действующую аккредитацию имели 6 независимых экспертов: 5 физических лиц и 1 юридическое лицо. Таким образом, за последние три года наблюдается снижение количества независимых экспертов, аккредитованных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. При этом, количество проведенных независимых антикоррупционных экспертиз в отношении проектов нормативных правовых актов, разработанных органами исполнительной власти Республики Хакасия в 2023 году (по состоянию на 31.12.2023) составило 46, в 2021 году – 6. В 2022 году проведено 19 независимых антикоррупционных экспертиз (из них на проекты нормативных правовых актов, разработанных органами исполнительной власти Республики Хакасия – 15, на проекты законов Республики Хакасия – 1). В 2022 году Управлением вынесено 1 экспертное заключение с указанием на выявленные коррупциогенные факторы по результатам антикоррупционной экспертизы в отношении проекта закона Республики Хакасия, проведенной независимым экспертом, проживающим на территории Челябинской области. Однако экспертные заключения с указанием на выявленные коррупциогенные факторы независимыми экспертами от Республики Хакасия в период с 2021 по 2023 годы не выносились.
Учитывая важность и актуальность дальнейшего существования института независимой антикоррупционной экспертизы в настоящее время, а также в целях повышения эффективности проведения на территории Республики Хакасия антикоррупционной экспертизы региональных нормативных правовых актов и их проектов независимыми экспертами при Управлении в первом полугодии 2024 года планируется заседание координационного совета с участием заинтересованных представителей органов государственной власти Республики Хакасия, а также при участии независимых экспертов для решения вопросов, направленных на дальнейшее развитие института независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в регионе. 4 Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в настоящее время проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является одним из важнейших мер по профилактике коррупции, поскольку позволяет выявить и устранить положения, способствующие проявлению коррупции, и как следствие, обеспечить их отсутствие в действующих нормативных правовых актах. Кроме того, своевременное выявление и устранение коррупционных предпосылок на стадии принятия нормативного правового акта не только способствует недопущению коррупционных проявлений со стороны правоприменителей – должностных лиц органов государственной власти, но и позволяет совершенствовать их деятельность и, в конечном итоге, не допускает нарушения прав и свобод граждан, а также законных интересов хозяйствующих субъектов.